AudiClub [Latvia]



START.LV
Top.LV
PULS.LV Professional statistical system


















AudiClub [Latvia]
Meklēt    Reģistrēties   Ieiet 

Ксенонофобия (вреден нештатный «ксенон» или нет?)
Lapa 1 no 1
 
Ierakstīt jaunu tēmu   Atbildēt uz tēmu    AudiClub [Latvia] Forumu Saturs -> Atsauksmes par rakstiem
Skatīt iepriekšējo tēmu :: Skatīt nākošo tēmu  
Autors Ziņojums
Boris


Pievienojies: 30 Mar 2006
Ieraksti: 2405
Atrašanās vieta: Рига, Иманта; Саулкрасты; Елгава

IerakstsIerakstīts: 21:34, 11-Sep-2010, Sat    Ieraksta virsraksts: Ксенонофобия (вреден нештатный «ксенон» или нет?) Atbildēt citējot

Ксенонофобия
Валерий АРУТИН | Фото автора, Григория ГОЛЫШЕВА и Степана ШУМАХЕРА
Авторевю №17 (457), 2010



Ужесточение ответственности за нештатный «ксенон» вызвало бурную полемику. Одни радовались: давно пора прикрыть этот «колхоз»! Другие возмущались — дескать, их «ксенон» никого не слепит! В итоге кто-то заменил газоразрядные лампы обратно на «галогенки», а кто-то продолжает ездить с ярким, но незаконным ближним светом.

Так вреден нештатный «ксенон» или нет? Мы провели собственное расследование — на Дмитровском автополигоне и в лабораториях АвтоВАЗа.

Заглохшая кампания против «неправильной» головной оптики — очередная иллюстрация нерасторопности и непоследовательности властей. Ужесточение прошло бы без споров и митингов лет семь-восемь назад, когда нештатный «ксенон» был дорогостоящей экзотикой. Первые комплекты для установки в галогеновые фары были набором тех же компонентов марки Philips, Hella или Osram, которые шли на конвейеры BMW, Volvo или Audi. Их лишь дополняли простейшими переходниками, позволяющими установить газоразрядную лампу типа D2S или D2R в обычную фару, рассчитанную на «галогенки» с цоколем типа Н.

Но не верьте ушлым продавцам «ксенона»: Philips и Osram никогда не выпускали газоразрядных ламп с «галогеновыми» цоколями! За них это сделали... корейцы. Несколько лет назад южнокорейские фирмы договорились с Филипсом о поставках им «полуфабрикатов» — колб газоразрядных ламп. Запаянная стеклянная трубка с электродами внутри и заполненная газовой смесью на основе ксенона (от которого и пошло общеупотребительное название газоразрядного света) — самая сложная в производстве часть лампы. А уж приделать к ней цоколь размерности Н1, Н7 или Н11 было делом техники. Создали корейцы и модули зажигания ламп (блоки «розжига») на более простой элементной базе — возможно, менее надежные, создающие больше электронных помех, зато дешевые. В итоге вместо тысячи долларов нештатный корейский «ксенон» стали продавать за шесть-семь тысяч рублей.

А сейчас комплект газоразрядного света можно купить и вовсе за 2500—3000 рублей — выпуск «ксенона» освоили китайцы. Стекло подешевле, газовая смесь попроще (ксенон — дорогой газ), точность изготовления пониже — и качество такой лампы, по признанию самих продавцов, «как повезет». Зато цена на любом российском авторынке — 200—250 рублей. Для сравнения: лампа Philips D2S стоит 1000—1500 рублей.

Для дорожных испытаний мы взяли комплект газоразрядного света Acumen средней ценовой категории (около 7000 рублей) с лампами цветовой температуры 4300К и цоколем Н7. «Агрегатоноситель» — Ford Focus последнего поколения. С ним мы можем корректно сравнить нештатный «ксенон» не только с галогеновыми, но и с заводскими газоразрядными фарами — они есть в списке опций и за вычетом обязательного омывателя фар стоят 20100 рублей. А еще на галогеновые фары Фокуса нанесена двойная маркировка HCR/DCR (Halogen/Discharge, CR — дальний и ближний свет), из-за которой бытует мнение, что они «универсальные», то есть подходят и для газоразрядных ламп. Проверим.

Официальных методик и критериев сравнения эффективности ближнего света в дорожных условиях не существует. Мы решили использовать тестовые объекты — щиты размером 300х800 мм, расставленные по ночной дороге и ее обочинам на разном расстоянии от автомобиля. Оценка освещенности каждого щита и дороги в целом — субъективная: этим занялись пять экспертов, а затем выставленные ими баллы усреднялись. Похожую методику используют в своей работе инженеры-светотехники АвтоВАЗа.

Галогеновые фары у Фокуса очень хорошие — дают ровный желтоватый свет, плавно сходящий на нет. Вдоль правой обочины ближний свет бьет на 120 метров! Но левую обочину Focus освещает хуже — это сделано специально, чтобы не слепить встречных водителей.

Ставим на то же место Focus с «родными» газоразрядными фарами. Голубоватый свет заводского «ксенона» ярче, но… За освещение дальних объектов и левой обочины он получил оценки ниже, чем «галоген»! А вдобавок — более резкая граница света и тени, из-за чего создается ощущение, что яма и пешеход неожиданно «выныривают» перед машиной.

Почему фордовцы не сделали «ксенон» гораздо ярче «галогенок»? Неужели не могли? Вот сейчас поставим в обычный Focus тайваньские газоразрядные лампы Acumen — и… Не получается! Фары пострестайлингового Фокуса на деле оказались «антиуниверсальными» — у них оригинальное крепление ламп, несовместимое с нештатным «ксеноном».

Однако на всякую хитрую фару найдется свой китайский переходник: за 270 рублей на рынке обнаружились специальные фиксаторы. Выезжаем на дорогу, включаем ближний свет... Он ярче дальнего — все тестовые объекты видны как днем! Ай да тайваньцы, ай да Acumen!

Но почему щиты на левой обочине освещены почти так же ярко, как на правой? Может, потому что светораспределение фары с нештатным, более ярким «ксеноном» не отвечает европейским требованиям, а значит — грозит ослеплением встречных водителей?

За ответами мы отправились в Тольятти, в Управление специальных испытаний (УСИ) АвтоВАЗа. И помимо фар Фокуса с лампами Acumen прихватили еще несколько комплектов нештатного «ксенона» разных производителей, чтобы проверить их совместимость с разными типами фар: со стеклянным рассеивателем (ВАЗ-2105), со «свободной поверхностью» отражателя (ВАЗ-2170 Приора) и с проекторной фарой (ВАЗ-2110).

Сначала мы сравнили на специальной установке яркость галогеновых и газоразрядных ламп. Если «галогенки» с цоколями Н7 и Н1 по ГОСТу должны иметь световой поток 1500 люменов (лм) с 10-процентным допуском (а нить ближнего света в двухнитевой лампе Н4 — и вовсе 1000 лм), то для «ксенона» норма — 2800 лм. А с учетом разброса характеристик товарных ламп допускается поток до 3250 лм — в два раза ярче галогенового света. Но у части тестового «ксенона» световой поток еще больше! Японские лампы IPF с цоколем Н7 выдают 3380 лм, а лампы MTF с цоколем Н1 — почти 3500 лм. На другом «полюсе» — лампы из комплекта Sho-me с цветовой температурой 6000К: «всего» 2500 лм против 3100 лм у таких же ламп с температурой 4300К.

Световые характеристики фары определяются на другой установке — гониофотометре. Это прибор, позволяющий с высокой точностью определять и изменять угловое положение фары. Напротив него на расстоянии 25 метров установлены экран и фоторегистратор, измеряющий количество попадающего на него света. Поворачивая фару по вертикали и горизонтали, гониофотометр «наводит» на регистратор контрольные точки светового поля, поcле чего можно построить диаграмму пространственного распределения света на экране и смоделировать, как будет освещаться реальная дорога.

Так вот, если штатная головная оптика Фокуса удовлетворяет всем нормативам, то обычная фара с той самой нештатной ксеноновой лампой Acumen светит так, что на экране вместо положенной ГОСТами и требованиями Правил ЕЭК ООН четкой «галочки» светотеневой границы — яркое пятно с размытыми краями. Свет не соответствует половине из 33 критериев Правил ЕЭК ООН №98 для газоразрядных фар. Причем в точках и зонах, «ответственных» за ослепление встречных водителей, максимально допустимая освещенность экрана превышена в семь-девять раз!

Испытываем другие фары и ксеноновые лампы, но картина на экране принципиально не меняется — те же пятна без четких границ и сумасшедшая засветка «встречных» зон. Может быть, причина всех бед — китайско-корейское происхождение ламп? В качестве альтернативы дешевому «ксенону» мы приобрели за 20 тысяч рублей комплект фирмы IPF — одного из ведущих японских производителей светотехники. Но в фарах Приоры японские лампы установили антирекорд нашего теста — в точке B50L, соответствующей на дороге глазам встречных водителей, освещенность экрана оказалась в 18 раз выше допустимой!

Единственным исключением из общего «светопреставления» стали проекторные фары ВАЗ-2110. В них экран позади линзы эффективно «отрезает» свет, обеспечивая довольно четкую световую границу. И в точке B50L превышение нормы оказалось не так велико — «всего» 40 процентов. А вторая фара и вовсе уложилась в требуемые 0,5 люкса. Но ездить на такой «десятке» по дорогам все равно нельзя. Ксеноновый свет «засвечивает» левую обочину — в точке 50L требования ГОСТа превышены в полтора-два раза. При этом фары освещают не столько дорогу, сколько верхушки кустов справа от нее: вдоль оси автомобиля пятно ближнего света удлинилось всего на несколько метров.

В чем причина столь провальных результатов?

Во-первых, газоразрядная лампа светит в два раза ярче «галогенки» — и настолько же, при прочих равных условиях, увеличивается и вредная засветка. Но главная проблема «ксенона» — повышенное рассеяние света. Отклонение части светового пучка возникает по многим причинам — из-за микронеровностей на поверхности отражателя, из-за пыли, неизбежно попадающей внутрь фары, из-за грязи и царапин на стекле... А по закону Рэлея угол рассеяния тем больше, чем меньше длина волны света, которая обратно пропорциональна цветовой температуре. Недаром европейские правила запрещают дорожное использование ламп с цветовой температурой выше 5000К. Кроме того, законы оптики применимы «в лоб» только к идеальному точечному источнику света — в противном случае форма пучка нарушается. Газоразрядная дуга по своим размерам больше, чем нить накала в «галогенке», а значит, у «ксенона» больше и расфокусировка пучка.

Вот почему спроектировать и изготовить удовлетворяющую всем нормам фару с газоразрядным светом — задача на порядок сложнее, чем выпуск обычной головной оптики с «галогенками». Инженерам приходится тщательнее рассчитывать форму отражателя, а технологам — повышать точность изготовления ксеноновой лампы и отражателя, равно как и класс чистоты отражающей поверхности. К фаре предъявляются повышенные требования по части герметичности, стойкости стекла (точнее, прозрачного пластика) к царапинам и химическим реагентам. Плюс обязательные омыватель и автокорректор фар... Но все равно инженерам не удается уравнять «галоген» и «ксенон» по части ослепления — недаром в европейских и российских нормах для газоразрядного света сделано послабление.

Кстати, идея использования газоразрядной дуги в фарах автомобилей родилась в Америке: американские автопроизводители в поисках «идеальной» головной оптики, которая повысила бы безопасность на дорогах, привлекли к экспериментам голландскую компанию Philips. Но американцы быстро поняли, что врожденные недостатки «ксенона», то есть неоптимальная цветовая температура и большие физические размеры дуги, грозят проблемами с ослеплением. Поэтому в США от газоразрядных ламп отказались — там их до сих пор можно использовать только для дальнего света!

Но в Европе «ксенон» разрешен и для ближнего света — поговаривают, что это решение пролоббировала компания Philips, потратившая на свои разработки немало средств. Понимая, что мощный «ксенон» будет слепить встречных водителей, европейцы постарались минимизировать его недостатки: ограничили цветовую температуру ламп, обязали оснащать машины фароомывателями и автокорректорами. А заодно ввели и новый стандарт для цоколей ксеноновых ламп, чтобы их не использовали в обычных фарах.

Однако нам Европа и Америка не указ! А раз есть спрос, то китайцы обеспечат и предложение. И кому какое дело, что «неродные» лампы не попадут в расчетный фокус отражателя фары? Между тем именно поэтому в наших экспериментах на экране появлялись бесформенные пятна!

Так что все разговоры о том, что «я поставил ксеноновые лампы, как следует отрегулировал фары, и они никого не слепят», как минимум наивны. К сожалению, в ГИБДД передали контроль за нештатным «ксеноном» в Гостехконтроль — и быстро «забыли» о проблеме. Можно встретить даже патрульные автомобили с голубоватым светом. Власти считают, что неправильный свет удастся искоренить на техосмотрах, где инженеры-инспекторы Гостехнадзора проверяют световой пучок фар специальным прибором. Но для нерадивого водителя заменить перед прохождением ТО газоразрядную лампу на галогеновую — дело нескольких минут. Не говоря уже о том, что покупка талона техосмотра в нашей стране — дело, увы, привычное… А на эпизодические «выездные» проверки Гостехнадзора, организуемые на стационарных постах ДПС, надежды немного.

Так что нам остается только взывать к совести тех, кто самостоятельно ставит в обычные фары купленные на рынке ксеноновые лампы. Перефразируя библейский завет — не ослепи ближнего своего!

_________________
AUDI 100 '92 2.3 (AAR) - SOLD, DEAD LPG
AUDI A6 AVANT quattro '97 2.8 30V (ACK) - SOLD LPG
AUDI A3 '03 1.9 TDI (ASZ 131Hp) - STOLEN
SEAT LEON Top Sport 4x4 '03 1.9 TDI (ARL 150Hp) - SOLD
VW Sharan 4motion '06 2.8 VR6 (AYL) - SOLD LPG
SEAT Altea 4 freetrack '12 2.0 TDI (CFHC 140Hp + chip)
AUDI A6 quattro ’08 3.2 FSI (AUK) - SOLD
AUDI A6 quattro ’11 3.0 TDI (CDYA)
Atpakaļ uz sākumu
Skatīt lietotāja profilu Sūtīt privāto ziņojumu
PASSATizhi


Pievienojies: 19 Apr 2007
Ieraksti: 12103

IerakstsIerakstīts: 23:16, 11-Sep-2010, Sat    Ieraksta virsraksts: Atbildēt citējot

я вот с буса снял ксеню, т.к. слепил, и стыдно было. на неделе поставил туманки, Хелла, нового поколения, с прозрачным скеклом за неслабые бабки, так они слепят не хуже, зато я теперй с чистой совестю наблюдаю обалденный свет Laughing Laughing
Atpakaļ uz sākumu
Skatīt lietotāja profilu Sūtīt privāto ziņojumu Send email
Tor


Pievienojies: 20 Mar 2008
Ieraksti: 2342
Atrašanās vieta: Рига -Гравис

IerakstsIerakstīts: 16:56, 12-Sep-2010, Sun    Ieraksta virsraksts: Atbildēt citējot

PASSATizhi rakstīja:
я вот с буса снял ксеню, т.к. слепил, и стыдно было. на неделе поставил туманки, Хелла, нового поколения, с прозрачным скеклом за неслабые бабки, так они слепят не хуже, зато я теперй с чистой совестю наблюдаю обалденный свет Laughing Laughing

светят наверно...

_________________
А6 C4 2.5 ТДИ 140 коняк - GreenPeace!
"Да! Меня зовёт к себе дорога, прочь тоска и прочь тревога!
Вдаль! Вперед и вдаль навстречу ветру, слушать музыку рассвета."
Atpakaļ uz sākumu
Skatīt lietotāja profilu Sūtīt privāto ziņojumu
PASSATizhi


Pievienojies: 19 Apr 2007
Ieraksti: 12103

IerakstsIerakstīts: 17:32, 12-Sep-2010, Sun    Ieraksta virsraksts: Atbildēt citējot

Тор rakstīja:
ПАССАТижи rakstīja:
я вот с буса снял ксеню, т.к. слепил, и стыдно было. на неделе поставил туманки, Хелла, нового поколения, с прозрачным скеклом за неслабые бабки, так они [б]слепят не хуже[/б], зато я теперй с чистой совестю наблюдаю обалденный свет :лол: :лол:

светят наверно...
светят даа, но и слепят не слабо, в принципе как и вся новая оптика последних лет, так что ксенофобыйу надо переименоватй в нечто другое, неизбежное, и присушее всем новым машинам. в америке даже естй официалйное сообшество против ксенона( оригиналйного) т.к. он полубе будет слепитй. пока мы все не перейдём на инфракрасное освешение, придётсо терпетй силные пучки света на дороге.
Atpakaļ uz sākumu
Skatīt lietotāja profilu Sūtīt privāto ziņojumu Send email
Denis


Pievienojies: 10 Dec 2008
Ieraksti: 614
Atrašanās vieta: Riga Ilguciems

IerakstsIerakstīts: 18:03, 12-Sep-2010, Sun    Ieraksta virsraksts: Atbildēt citējot

На помойку нештатный ксенон, ну могу согласится тот что в линзах неоригинальный то он светит и не парит мозг. А вот тот что ставят в размерность H4 как было у меня(даже стыдно говорить) или БМВ и всякие старые машины. Когда такой на встречю проежает хочется фары палкой выбить и в харю дать!
_________________
Audi A4 1.9 DI AFF 1998 g.- Dead
Audi A4 1.9 TDI AFN 1998g.
Atpakaļ uz sākumu
Skatīt lietotāja profilu Sūtīt privāto ziņojumu
Rādīt ierakstus intervālā:   
Ierakstīt jaunu tēmu   Atbildēt uz tēmu    AudiClub [Latvia] Forumu Saturs -> Atsauksmes par rakstiem All times are GMT + 3 Hours
Lapa 1 no 1

 
Pāriet uz:  
Tu nevari ierakstīt jaunu tēmu šajā forumā
Tu nevari atbildēt uz tēmām šajā forumā
Tu nevari labot savus ierakstus šajā forumā
Tu nevari dzēst savus ierakstus šajā forumā
Tu nevari piedalīties balsošanā šajā forumā
You can attach files in this forum
You can download files in this forum

All logos and trademarks in this site are property of their respective owner
2002-2007 (C) Latvijas Audi Klubs
Powered by AudiClub Latvia